-->
«Социально
- педагогическое значение взаимодействия
школы и учреждения дополнительного
образования в развитии творческих
способностей школьников
Язовских
Наталья Геннадьевна – заместитель
директора по социально-досуговой работе
Центра детского творчества Курчатовского
района г. Челябинск.
Дети
и творчество
– понятия практически нерасторжимое.
Любой ребёнок по своей природе –
созидатель, и это получается у него
порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.
Тяга к искусству, как к воплощению всего
прекрасного, что только может существовать
на свете, можно увидеть даже в том, как
маленький ребенок пытается рисовать,
танцевать, петь. Дети инстинктивно
тянутся к прекрасному, и очень редко
выбирают себе в идеалы безобразное.
Развитие
творчества детей –
одна из главных наших задач и обязанностей.
Еще
в 80-е г. XX в. в педагогическую практику
воплотились социально-педагогические
комплексы.
Они
появились впервые на Среднем Урале
(Свердловск, В.Д. Семёнов) как
общественно-управляемая
система воспитательных средств.
Нашим
педагогическим коллективом была создана
своя модель
интеграции как специально спроектированная
среда,
которая включала: образовательное
учреждение – гимназию № 26, Центр детского
творчества – школа классического танца
«Арабеск», высшее учебное заведение –
ЧГАК, и учреждения культуры – ЧГТОиБ
им. Глинки. Так
возникла целостная система, обладающая
относительной автономией, имеющая
свою социально-культурную атмосферу,
психологический воспитательный климат
в педагогическом коллективе, среди
детей и родителей.
В
1995 году по инициативе директора ЦДТ,
гимназии № 26 Калашниковой Валерии
Григорьевны и педагога дополнительного
образования Заслуженного работника
культуры РФ Краснопевцева Ю.Ю. был набран
первый хореографический класс
классического танца.
По
договору базовое образование давала и
дает гимназия, учитель Полежаева Ирина
Юрьевна, инвариантную часть, включающую
музыку, ИЗО и труд и вариативную -
хореографию педагоги нашего центра..
Обучение хореографии ведётся по
предметной системе:
- классический танец,
- народный танец,
- историко-бытовой танец,
- характерный танец,
- дуэтный танец.
Программа обучения
рассчитана на весь период обучения в
школе – 11 лет. В начальной школе дети
занимается в стенах нашего учреждения,
с пятого класса в школе.
Цель
обучения 1 этапа – развивающая, на II-й
ступени – дать ребенку профессиональные
и исполнительские основы, выявить
индивидуальные особенности юных
танцоров. III
этап характеризуется совершенствованием
техники исполнения, развитием творческого
потенциала.
О
школе «Арабеск» знают все.
Воспитанники
школы танца «Арабеск» принимают участие
во всех школьных мепроприятиях,
концертных программах областного,
городского, районного значений.
Среди
них:
- "Звёзды Урала - детям",
- лекция - концерт "В гостях у Терпсихоры",
- концерты, посвящённый чествованию Заслуженных учителей России,
- концерты, посвященные чествованию золотых медалистов и т.д.
Такая
система занятий позволила детям достичь
высокого мастерства. Судите сами:
- городской фестиваль-конкурс детского творчества "Хрустальная капель" -
Лауреаты
и ГРАН-ПРИ с 1995 по 2007 годы, 2008 год – спец
приз.
- Международный форум классического танца «Танцевальный Олимп» г. Берлин 2003 г. – бронзовый кубок,
- Всероссийский конкурс классического танца «Душой исполненный полет» г. Сант-Петербург, Пермь, Новосибирск – диплом Лауреата
- Международный форум классического танца «Танцевальный Олимп» г. Берлин 2006 г. - третье место,
- Всероссийский фестиваль детского творчества ВДЦ «Океан» г. Владивосток – Лауреаты, золотые медали в номинации «Классическая и современная хореография»,
- Всероссийский фестиваль детского творчества, посвященный 90-летию дополнительного образования «Дорогу осилит идущий» г. Туапсе, 2008 г – лауреаты 1 степени.
Среди
воспитанников школы «Арабеск» - лауреаты
международной благотворительной
программы "Новые имена", серебряные
призеры международных юношеских
«Дельфийских игр».
С
1998 года школа танца носит звание
«Образцовый детский коллектив».
С
февраля 1996 года воспитанники Ю.Ю.
Краснопевцева танцуют на сцене
государственного академического театра
оперы и балета им. М.Глинки в спектаклях:
"Щелкунчик", "Спящая красавица".
В
2000 году концертные номера школы включены
в репертуар Областного концертного
объединения с программой для детей и
юношества «Музыкальный абонемент», «В
гостях у Терпсихоры».
Интерес к юным
дарованиям проявила ЧГТРК г. Челябинска.
- Программа "Радуйтесь" - "Одна из них - единственная" о Ирине Черновой. (Режиссеры - И. Павлова и В. Павлов),
- "В саду из роз" - очерк о школе танца "Арабеск" (Режиссеры И. Павлова и В. Павлов );
- "Гран-при "Арабеска" - о поездке на фестиваль "Орлята России" в г. Туапсе (Режиссеры И. Павлова И В. Павлов);
Труд
детей и педагогов высоко оценены
Администрацией Челябинской области,
главным Управлением культуры и искусства
области, городским и районным Управлением
образования.
11
раз воспитанники школы танца «Арабеск»
награждены стипендиями Губернатора
Челябинской области П.И. Сумина.
13
выпускников школы танца "Арабеск"
продолжают учебу в Академии культуры
и искусства (Челябинск), Университете
культуры и искусства (Ханты-Мансийск),
Университет культуры и искусства (Санкт
–Петербург).
8 выпускников стали
профессиональными танцовщиками и
танцовщицами в театрах нашей страны и
за рубежом.
Творчество - это,
прежде всего, упорный, кропотливый,
вдохновенный труд, который требует
максимального напряжения физических
и духовных сил человека. Можно выделить
несколько основных качеств, необходимых
человеку-творцу: трудолюбие,
самостоятельность, исполнительность,
гибкость ума; организация работы;
требовательность к себе, уверенность.
И нам очень важно
оценить творческий потенциал каждого
ребенка, чтобы помочь ему и дать
возможность развиваться в дальнейшем
в нужном русле.
Девять
лет назад родилась еще одна педагогическая
модель взаимодействия -
«Содружество
школы и учреждения дополнительного
образования»
в сфере
художественно-эстетического воспитания
Мы
рассматриваем художественно-эстетическую
деятельность как интегративный процесс
приложения физических, нравственных
и интеллектуальных сил для самореализации
в ходе творческого процесса и получения
наслаждения совершенством и гармонией
результата.
Объединение
педагогических сил школы и МУДОД
направлены
на решение следующих задач:
- Создание единой воспитывающей среды, социокультурный
потенциал которой продуктивно «работает» на социальное,
психическое и физическое здоровье ребенка. - Формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично меняющегося социума (инициатива, предприимчивость).
- Выявление и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме.
- Удовлетворение и использование интересов детей как
главной мотивационной базы обучения.
Формулой
успеха интеграции двух образовательных
учреждений является - системность и
комплексность воспитательной работы:
целостная и последовательная программа
воспитания.
Был объявлен набор
в 1 хореографический класс. Главное
требование – желание ребенка и родителей.
Дети учатся в школе, а в свободное время,
посещают ЦДТ. Нами разработана была
программа, включающая ряд дисциплин.
Хореография
как вид деятельности – хорошая школа
выносливости и закаливания организма.
Она направлена на:
- Развитие способности детей контролировать свою психику, эмоции, тело
- Развитие всех систем и функций организма
- Развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти
- Воспитание настойчивости, упорства в достижении цели, силы воли, трудолюбия и дисциплинированности
- Воспитание чувства личной ответственности перед коллективом
- Привитие коммуникативной культуры и культуры поведения
- Формирование здорового образа жизни
- Коррекция состояния здоровья с помощью средств танца, связанных с физическими нагрузками.
Театральное
искусство - способно наиболее полно
раскрыть и сформировать творческие
способности ребенка, поскольку синтезирует
в себе литературу и музыку, прикладное
искусство и хореографию.
Изобразительное
искусство - развивает у детей творческое
воображение. Недаром говорят, что все
маленькие дети умеют рисовать и рисуют
все, что видят, слышат и поют.
Вокал
– искусство, которое развивает
музыкальный и ритмический слух, развивает
диафрагму, учит правильно дышать, и даже
лечит легкое заикание.
Усилия
педагогов Центра детского творчества
в ходе работы направлены на то, чтобы,
с одной стороны, продемонстрировать
детям широкий спектр возможностей для
проявления индивидуальности, а с другой
- оказать безусловную поддержку в
развитии и показать безусловную
самоценность каждой личности.
Занятия
в ЦДТ проходят ежедневно, по два
академических часа.
Выступление
учителя начальных классов МОУ СОШ №
45, отличника народного просвещения –
Коржевой Надежды Анатольевны
Работая
с детьми, мы прекрасно понимаем, что
имеем дело с ещё не сформировавшимися
личностями, поэтому первоочередной
задачей считаем развитие творческих
способностей ребенка. Сущность этого
развития состоит в создании и формировании
способностей, а не в эксплуатации уже
существующих природных данных.
Искусство
было и остается непосредственной формой
выражения эстетического отношения к
действительности, высшей формой способа
эстетического освоении действительности.
Именно в искусстве эстетическое и
нравственное, прекрасное и истинное,
художественное и утилитарное сливаются
воедино, осуществляя активное образное
воздействие искусства на саму жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий