Методическая работа


-->
«Социально - педагогическое значение взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей школьников

Язовских Наталья Геннадьевна – заместитель директора по социально-досуговой работе Центра детского творчества Курчатовского района г. Челябинск.

Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том, как маленький ребенок пытается рисовать, танцевать, петь. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное.
Развитие творчества детей – одна из главных наших задач и обязанностей.

Еще в 80-е г. XX в. в педагогическую практику воплотились социально-педагогические комплексы. Они появились впервые на Среднем Урале (Свердловск, В.Д. Семёнов) как общественно-управ­ляемая система воспитательных средств.
Нашим педагогическим коллективом была создана своя модель интеграции как специально спроектированная среда, которая включала: образовательное учреждение – гимназию № 26, Центр детского творчества – школа классического танца «Арабеск», высшее учебное заведение – ЧГАК, и учреждения культуры – ЧГТОиБ им. Глинки. Так возникла целостная система, обладающая относительной авто­номией, имеющая свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
В 1995 году по инициативе директора ЦДТ, гимназии № 26 Калашниковой Валерии Григорьевны и педагога дополнительного образования Заслуженного работника культуры РФ Краснопевцева Ю.Ю. был набран первый хореографический класс классического танца.

По договору базовое образование давала и дает гимназия, учитель Полежаева Ирина Юрьевна, инвариантную часть, включающую музыку, ИЗО и труд и вариативную - хореографию педагоги нашего центра.. Обучение хореографии ведётся по предметной системе:
  • классический танец,
  • народный танец,
  • историко-бытовой танец,
  • характерный танец,
  • дуэтный танец.
Программа обучения рассчитана на весь период обучения в школе – 11 лет. В начальной школе дети занимается в стенах нашего учреждения, с пятого класса в школе.
Цель обучения 1 этапа – развивающая, на II-й ступени – дать ребенку профессиональные и исполнительские основы, выявить индивидуальные особенности юных танцоров. III этап характеризуется совершенствованием техники исполнения, развитием творческого потенциала.
О школе «Арабеск» знают все.
Воспитанники школы танца «Арабеск» принимают участие во всех школьных мепроприятиях, концертных программах областного, городского, районного значений.
Среди них:
  • "Звёзды Урала - детям",
  • лекция - концерт "В гостях у Терпсихоры",
  • концерты, посвящённый чествованию Заслуженных учителей России,
  • концерты, посвященные чествованию золотых медалистов и т.д.
Такая система занятий позволила детям достичь высокого мастерства. Судите сами:
  • городской фестиваль-конкурс детского творчества "Хрустальная капель" -
Лауреаты и ГРАН-ПРИ с 1995 по 2007 годы, 2008 год – спец приз.
  • Международный форум классического танца «Танцевальный Олимп» г. Берлин 2003 г. – бронзовый кубок,
  • Всероссийский конкурс классического танца «Душой исполненный полет» г. Сант-Петербург, Пермь, Новосибирск – диплом Лауреата
  • Международный форум классического танца «Танцевальный Олимп» г. Берлин 2006 г. - третье место,
  • Всероссийский фестиваль детского творчества ВДЦ «Океан» г. Владивосток – Лауреаты, золотые медали в номинации «Классическая и современная хореография»,
  • Всероссийский фестиваль детского творчества, посвященный 90-летию дополнительного образования «Дорогу осилит идущий» г. Туапсе, 2008 г – лауреаты 1 степени.

Среди воспитанников школы «Арабеск» - лауреаты международной благотворительной программы "Новые имена", серебряные призеры международных юношеских «Дельфийских игр».
С 1998 года школа танца носит звание «Образцовый детский коллектив».
С февраля 1996 года воспитанники Ю.Ю. Краснопевцева танцуют на сцене государственного академического театра оперы и балета им. М.Глинки в спектаклях: "Щелкунчик", "Спящая красавица".
В 2000 году концертные номера школы включены в репертуар Областного концертного объединения с программой для детей и юношества «Музыкальный абонемент», «В гостях у Терпсихоры».

Интерес к юным дарованиям проявила ЧГТРК г. Челябинска.
  • Программа "Радуйтесь" - "Одна из них - единственная" о Ирине Черновой. (Режиссеры - И. Павлова и В. Павлов),
  • "В саду из роз" - очерк о школе танца "Арабеск" (Режиссеры И. Павлова и В. Павлов );
  • "Гран-при "Арабеска" - о поездке на фестиваль "Орлята России" в г. Туапсе (Режиссеры И. Павлова И В. Павлов);
Труд детей и педагогов высоко оценены Администрацией Челябинской области, главным Управлением культуры и искусства области, городским и районным Управлением образования.


11 раз воспитанники школы танца «Арабеск» награждены стипендиями Губернатора Челябинской области П.И. Сумина.
13 выпускников школы танца "Арабеск" продолжают учебу в Академии культуры и искусства (Челябинск), Университете культуры и искусства (Ханты-Мансийск), Университет культуры и искусства (Санкт –Петербург).
8 выпускников стали профессиональными танцовщиками и танцовщицами в театрах нашей страны и за рубежом.
Творчество - это, прежде всего, упорный, кропотливый, вдохновенный труд, который требует максимального напряжения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько основных качеств, необходимых человеку-творцу: трудолюбие, самостоятельность, исполнительность, гибкость ума; организация работы; требовательность к себе, уверенность.
И нам очень важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность  развиваться в дальнейшем в нужном русле.

Девять лет назад родилась еще одна педагогическая модель взаимодействия - «Содружество школы и учреждения дополнительного образования» в сфере художественно-эстетического воспитания
Мы рассматриваем художественно-эстетическую деятельность как интегративный процесс приложения физических, нравственных и интеллектуальных сил для самореализации в ходе творческого процесса и получения наслаждения совершенством и гармонией результата.

Объединение педагогических сил школы и МУДОД направлены на решение следующих задач:
  • Создание единой воспитывающей среды, социокультурный
    потенциал которой продуктивно «работает» на социальное,
    психическое и физическое здоровье ребенка.
  • Формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично ме­няющегося социума (инициатива, предприимчивость).
  • Выявление и развитие задатков, способностей, заложенных при­родой в каждом индивидууме.  
  • Удовлетворение и использование интересов детей как
    главной мотивационной базы обучения.

Формулой успеха интеграции двух образовательных учреждений является - системность и комплексность воспитательной ра­боты: целостная и последовательная программа воспитания.
Был объявлен набор в 1 хореографический класс. Главное требование – желание ребенка и родителей. Дети учатся в школе, а в свободное время, посещают ЦДТ. Нами разработана была программа, включающая ряд дисциплин.
Хореография как вид деятельности – хорошая школа выносливости и закаливания организма. Она направлена на:
  1. Развитие способности детей контролировать свою психику, эмоции, тело
  2. Развитие всех систем и функций организма
  3. Развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти
  4. Воспитание настойчивости, упорства в достижении цели, силы воли, трудолюбия и дисциплинированности
  5. Воспитание чувства личной ответственности перед коллективом
  6. Привитие коммуникативной культуры и культуры поведения
  7. Формирование здорового образа жизни
  8. Коррекция состояния здоровья с помощью средств танца, связанных с физическими нагрузками.
Театральное искусство - способно наиболее полно раскрыть и сформировать творческие способности ребенка, поскольку синтезирует в себе литературу и музыку, прикладное искусство и хореографию.
Изобразительное искусство - развивает у детей творческое воображение. Недаром говорят, что все маленькие дети умеют рисовать и рисуют все, что видят, слышат и поют.
Вокал – искусство, которое развивает музыкальный и ритмический слух, развивает диафрагму, учит правильно дышать, и даже лечит легкое заикание.
Усилия педагогов Центра детского творчества в ходе работы направлены на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий спектр возможностей для проявления индивидуальности, а с другой - оказать безусловную поддержку в развитии и показать безусловную самоценность каждой личности.
Занятия в ЦДТ проходят ежедневно, по два академических часа.

Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ № 45, отличника народного просвещения – Коржевой Надежды Анатольевны

Работая с детьми, мы прекрасно понимаем, что имеем дело с ещё не сформировавшимися личностями, поэтому первоочередной задачей считаем развитие творческих способностей ребенка. Сущность этого развития состоит в создании и формировании способностей, а не в эксплуатации уже существующих природных данных.

Искусство было и остается непосредственной формой выражения эстетического отношения к действительности, высшей формой способа эстетического освоении действительности. Именно в искусстве эстетическое и нравственное, прекрасное и истинное, художественное и утилитарное сливаются воедино, осуществляя активное образное воздействие искусства на саму жизнь.




Комментариев нет:

Отправить комментарий